Постоянные читатели

суббота, 24 марта 2012 г.

Пишу конспекты. Недорого.

Учусь на курсах повышения квалификации. Образовательная программа называется "Менеджмент качества библиотечных процессов в образовательном учреждении".
В результате обучения вот что я должна уметь: применять процессный подход к управлению качеством в библиотеке ОУ и использовать принципы TQM, адаптированные к деятельности ОУ; разрабатывать и внедрять системы качества в библиотеку ОУ, включая их организационную структуру и документацию в соответствии с типовой моделью системы менеджмента качества ОУ. Переписала из методички.  Там ещё много всего, что я должна знать и уметь. Программа расчитана на 126 часов, из них 72 часа - аудиторных, самостоятельная работа слушателей - 54 часа.  
На первой сессии я уже отучилась в феврале, а в весенние каникулы надо ехать на вторую. Как известно, от сессии до сессии студенту живётся весело, но сдавать тесты всё равно придётся.
Самостоятельно изучать основополагающие документы системы образования я решила прямо в блоге. И мне веселее, да и может кому пригодится. Первым номером нашей программы...
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.
Цель Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития.
Скачала документ здесь. Общее представление о документе получила на этом сайте. А теперь цитаты, которые мне показались важными:
"Во-первых, продолжает снижаться качество образования на всех уровнях – от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского".
  "На этом фоне важным исключением является резкий рывок в качестве чтения и понимания текста в начальной школе – по результатам PIRLS-2006 (Progress in International Reading Literacy Study) Россия заняла первое место (вместе с Сингапуром и Гонконгом) поднявшись по сравнению с 2001 годом  сразу на 13 мест, при этом российские четвероклассники демонстрируют практически одинаково высокий уровень чтения и понимания как литературного, так и научно-популярного текста"

"Это значит, что стартовые позиции российских школьников «на выходе» из дошкольного и семейного образования лучше, чем у большинства сверстников в других странах. Базовое образование следующих уровней эти преимущества фактически нивелирует. Так, российские школьники более старших классов уступают своим зарубежным сверстникам из развитых стран по большинству показателей уровня знаний – математике (34-е место из 57 стран), тем же навыкам работы с текстом (39 из 56), знаниям в области точных наук (35 из 57)"


"Недостаток финансирования  существенно усугубляется структурными проблемами, включая устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе, управленческих. В целом, система образования недостаточно ориентирована на удовлетворение потребностей инновационного развития и экономики в целом. При этом оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом невысокая"



"Ключевыми задачами Стратегии являются:
 
1) Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям – инновационным продуктам и технологиям, радикальное расширение «класса» инновационных предпринимателей, создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности. Адаптация всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни"

Три варианта инновационной стратегии:
  •  Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития.
  • Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности.
  • Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях.
Этапы реализации стратегии.
1 этап (2011-2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.
Про нашу отрасль на первом этапе нашла только это: 

Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования.
2 этап (2014-2020). Этап будет характеризоваться повышением доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки.
Национальная инновационная система: модель координации

Координация деятельности в области популяризации в обществе научной и инновационной деятельности будет осуществляться Минобрнауки России с участием Минкомсвязи России, Минкультуры России, Минэкономразвития России и Росмолодежи. При этом будет обеспечено широкое вовлечения в эту деятельность научных и образовательных организаций, средств массовой информации, в том числе с государственным участием, библиотек, заинтересованных благотворительных фондов и иных некоммерческих организаций, а также объединений предпринимателей и государственных институтов развития .

Раздел про инновационного человека это просто песня, вот послушайте:
«Инновационный человек» – более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом.
Ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;
- широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.

"... Эти процессы резко повышают ценность компетенций по быстрому анализу, критическому осмыслению больших объемов новой информации, компетенций по «переключению» человека с одного вида деятельности на другой. Чтобы быть успешным, человеку нужно быть готовым к смене нескольких профессий и видов деятельности в течение жизни". 
"Необходимо также обновление систем социального обслуживания населения - инновационные музеи-эксплуаториумы, современные кинотеатры, различного рода интерактивные сервисы, модернизация инфраструктуры образования (создание «умной школы»: обновление соответствующих норм строительства, дизайна и оснащения зданий, внедрение простых и доступных автоматизированных электронных технологий сбора и получения информации и др.)".
Раздел Инновационный характер образования так и просится весь сюда, но все устали от многабукав, и я приведу только одну цитату, зато какую! 

"Также предстоит обеспечить дальнейшее совершенствование стандартов образования, в особенности в части обновления условий осуществления образовательной деятельности. Данные условия должны позволять использовать в образовательных учреждениях самые современные инновационные образовательные технологии и возможности для обновления школьной архитектуры и дизайна.
При этом будет обеспечено качественное повышение эффективности использования в образовательном процессе современных информационных технологий и в этих целях – расширены функции школьных и детских библиотек, побуждающие пользователей эффективно использовать все виды информации, включая электронные информационные ресурсы". 
А вот здесь о публичных библиотеках:
 
"В целях повышения доступности для граждан платных источников информации, специализированным базам данных, расширения навыков граждан в современных технологиях поиска и обработки информации будет в полной мере использован потенциал сети государственных и муниципальных библиотек, которые должны стать одним из важнейших институтов системы непрерывного образования. В этих целях будет осуществлена модернизация стандартов деятельности публичных библиотек и расширен спектр предоставляемых ими услуг.
Важной задачей библиотек станет обеспечение гражданам доступа к платным источникам информации, включая российские и международные специализированные базы данных, в том числе, организован доступ к электронным версиям международных научных и научно-популярных журналов. Одной из задач сети публичных библиотек станет развитие навыков граждан в современных технологиях поиска и обработки информации.
При этом в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации уже к 2015 году доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%".

Следующие разделы:
Инновационный бизнес
Инновационное государство
Эффективная наука
Инфраструктура инноваций
Участие в глобальной инновационной системе
Территории иннноваций
Реализация стратегии
Финансовое обеспечение
были честно мною прочитаны.
Кто дочитал со мной до конца этот труд, будем читать следующий, получите награду!







13 комментариев:

  1. Я дочитала, но вникла далеко не во всё. Так что мне эта вкуснятина не полагается! :)

    Но осваивать всё через блог - отличная идея! У меня сразу вопросы: а за чей счёт все эти "модернизации", "совершенствования" и "качественные повышения эффективности"? Упор на платные услуги? А в школьных и детских библиотеках?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. VolNa, если ты думешь, что я всё поняла, глубоко заблуждаешься, одако шоколадку съела за милую душу. Какой труд тяжёлый - читать документы, так что все привилегии, а уж тем более вкусности, пусть и нарисованные, тебе полагаются.
      Меня в этом документе не то чтобы удивило, но насторожило слово "будет", повторяемое очень часто. Понятно, что стратегия на долговременный срок, дай бог, чтобы всё сбылось, о чём написано.
      За чей счёт? В документе прописано финансирование: государственные расходы на образование -4% к ВВП в 2010 году и 5-5,6 % в 2020 году. На реализацию программы модернизации публичных библиотек в 2012 году должно быть выделено 0,5 миллиарда рублей

      Удалить
  2. А у меня даже Интернета на рабочем месте нет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, а я выпросила интернет вместе с компьютером, когда он был ещё по спутнику на тарелку сеансами. Помните? Односторонний. Им никто не хотел заниматься, а я распечатывала содержание сеансов и вывешивала в учительской. Редко кто интересовался, это правда. Зато я освоила компьютер. В каждой школе разные условия. У нас маленький компьютерный класс, совмещён с другим кабинетом. Так что библиотека - единственное место, где детям есть доступ в интернет. Мой компьютер выдерживает неимоверную нагрузку за день, бывает я сама сажусь за него только вечером. Так что неизвестно, кому повезло:)

      Удалить
  3. А у нас один компьютер на все про все. Платные услуги не такие большие (или высокие?), на них не проживешь. Поэтому основная масса публичных библиотек бедствует.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ляля, школьные тоже редко кто богато живут. Я смотрю на нашу сельскую библиотеку, у них книжный фонд богаче, но компьютеры и Интернет даже пока не обещают

      Удалить
  4. Здорово, что вы такие серьезные вопросы затрагиваете у себя в блоге. Я тоже много чего не поняла, и все прочти не смогла, но от конфет не откажусь. Эту тему за один вечер не изучишь. Что касается компьютеров и Интернета: у меня в библиотеке их шесть, все подключены к Интернету. Но на всех стоит фильтр, который блокирует практически все, ребятам проще принести ноутбук и воспользоваться wi-fi в коридоре возле компьютерного класса. Сама пользуюсь usb-модемом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Вам повезло с компьютерным парком, gulnazik, у меня старенькие стоят, спонсоры отдали, еле дышат(не спонсоры, конечно) Фильтры - проблема! Когда у меня стали блоги блокировать, я не вынесла горя, написала петицию, слава Богу, включили

      Удалить
  5. Снова многословие - просто страна у нас что ли располагает к болтовне?! Без реального подкрепления делами! Провозглашаем, та там... трава не расти! Ни слова в простоте... Ну это я так уж - как результат прочтения и попытки вникнуть в прочитанное. Пожалела обучаемых :-)

    ОтветитьУдалить
  6. Елена Николаевна, если я начну составлять нереальные планы, допустим, на год, а потом их не исполню, даже по уважительным причинам, потом ещё год и ещё... в конце концов директор сделает выводы, и я буду писать реальные планы или искать другую работу. А как по-другому?

    ОтветитьУдалить
  7. На последнем РМО нам сказали, что в школьные библиотеки будут устанавливать моноблоки для библиотекаря и читателей с программой 1С.

    ОтветитьУдалить
  8. Елена, держите нас в курсе, как это будет происходить, мы за вас порадуемся! Evdokia

    ОтветитьУдалить
  9. Люда, ты моя прелесть!:-))
    Конфетку я точно не получу, потому как "прокатила" стратегию" от начала до конца. Нечеловеческий язык официальынх документов до сих пор меня вгоняет в ступор.
    А ты все учишься... ну и молодец. Надеюсь, это видит твое начальство и понимает, какой кадр их осчастливил своим присутствием.

    ОтветитьУдалить