Постоянные читатели

суббота, 9 июля 2011 г.

Легенды Синегорья

Ты знаешь край, где голубые горы
Уходят в бесконечный небосклон?
У их подножья синие озёра
Прелестные и тихие, как сон.

Если вы подумали, что меня занесло в Швейцарию, то вы почти не ошиблись! Казахской Швейцарией иногда называют этот удивительный край - урочище Бурабай (Боровое), национальный природный парк.

Здесь седыми легендами дышит простор,
Здесь легенды звучат в гулких волнах озёр.
Ты  услышишь легенду  из уст старика,
И юнец про неё же начнёт разговор.
Сакен Сейфуллин
Голубой залив, гора Кокшетау, озеро Аулиеколь (Боровое), Май Балык, ущелье Любви - про это надо рассказывать, как акын, в стихах, долго и неторопливо. Но, как школьному библиотекарю, привыкшему выдавать детям информацию "здесь и сейчас", хочется немедленно выдать: кто, где, когда, зачем и почему.
И вам, уважаемые читатели, предлагается во время нашего путешествия в Синегорье определить с кем вы? С акыном или всё-таки с библиотекарем? Поехали?

Наше путешествие началось с родной уральской земли, о  которой тоже сложено множество легенд и сказаний и им придёт свой черёд. Мы любим путешествовать с друзьями и немало дорог исколесил  наш надёжный товарищ "Рено", но, так далеко, да ещё в "заграницу" мы ехали впервые.
Утомлённые солнцем, мы с подружкой дремали и те немногочисленные кадры, что удалось мне заснять, дышат покоем и невозмутимостью российской глубинки.

Благополучно доставив нас в окрестности Кургана, наши мужчины задали вопрос: "Не пора ли подкрепиться?" Дружное и уже не сонное "Да!" совпало во времени и в пространстве с проплывающим мимо заведением "Совушка". Название кафе грело душу библиотекаря, а быстрота обслуживания и приличное качество блюд порадовало желудок.
После Петухово Россия заканчивалась и начинался Казахстан. Не рискуя ехать ночью по незнакомым местам, мы переночевали в мотеле недалеко от границы и рано утром прошли таможню. Таможня дала "добро", а вернее бумажки с печатями, разрешающими пять дней без регистрации находиться в Казахстане.
Следующим городом на нашем пути в Синегорье был Петропавловск.
Дорога от Петропавловска до Кокшетау скоро будет очень хорошая, но мы ехали в объезд из-за этого ремонта и наши мужья водители называли её кочкодавской.
После Кокшетау пейзажи становились всё удивительнее и прекраснее.
И вот мы находимся на территории государственного национального природного парка Боровое.
Старая казахская легенда, которая передаётся из поколения в поколение, о возникновении урочища Боровое гласит так:
...Аллах, создавая мир, дал казаху только степи. Несправедливый дар Аллаха - решил казах и потребовал у создателя в дополнение горы и леса. Но всемогущий был скуп, он не захотел расставаться с тем, что осталось у него в корджуне (мешке). Тогда на помощь народу поспешил сказочный герой, весельчак и балагур, безбородый пересмешник - Алдар-Косе. Он быстро втёрся в доверие к Аллаху и предложил ему сыграть в прятки и перетяжку.
Чтобы было, где прятаться в голой степи, Алдар-Косе попросил у Аллаха маленькую горку. Всемогущий внял его просьбе и насыпал среди степи холм, который и поныне называется Букпа (прятаться). Во время игры сметливый Алдар-Косе незаметно проделал в корджуне Аллаха дырку. И на степь просыпались из дырки земные красоты: остатки скал, леса, озёра, родники.
Скала Окжетпес (не долетит стрела) - визитная карточка Бурабая. Этот уникальный утёс расположен на берегу Голубого залива. Более 15 легенд о скале собрал знаменитый Шокан Уалиханов, поэт, учёный, путешественник.
Однажды в плен к воинам-казахам попала прекрасная калмычка. Многие из воинов хотели взять её в жёны. И вот как она решила разрешить их спор: взобралась на вершину скалы, укрепила там свой белый платок и сказала:
- Стреляйте,джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!
Долго соревновались воины, но ни одна из стрел так и не долетела до вершины с белым платком. Рассердился хан и приказал спускаться красавице. Не захотела променять калмычка свою свободу и решилась на отчаянный шаг - бросилась с вершины горного утёса в воды Голубого залива.
Иногда Окжетпес называют Слоном. У подножия скалы мы видели убегающего благородного оленя.
Голубой залив на закате становится розовым.

Остановились мы в доме отдыха "Майбалык"-"С" на озере Текеколь.
и остались очень довольны: тихо, никакой толпы, близко до пляжа.

Номера на любой кошелёк
А это наш летний домик - два двухместных номера с общими удобствами.
Питание входило в стоимость отдыха, было по домашнему просто и обильно. Это столовая.
Местный колорит можно было ощутить в юрте.
И всё-таки больше всего меня восхитила степь. Да-да, не удивляйтесь, именно степь с её цветущими травами, цветами, медовым запахом, то сладким, то горьковатым, я не могла им надышаться, мне не хватает его сейчас, степь, ты - чудо!
Асфальт уступает степи.
Озеро малое Чебачье. Здесь мы купались в чистой-чистой холодной воде и гонялись за раками.
А ещё мы долго искали озеро с целебной грязью, ездили по дороге взад-вперёд и местные суслики угорали над нами, свистели вслед и готовы уже были дать провожатого.
У нас было всего пять дней, мы успели многое увидеть и почувствовать в этом чудесном краю Синегорье. Ещё больше мы не успели. Я не была на поляне Абылая, о чём очень жалею, потому что узнала, что в этом месте уникальное сочетание природных факторов, оказывающих влияние даже на содержание гемоглобина в крови (моя проблема). Мы не были на Иманаевском роднике, в Пещере Любви, не видели рощу танцующих берёз. Поэтому у нас есть повод, чтобы вернуться в Синегорье. Мы загадали это желание, когда бросали в голубые озёра свои теньге.
До свидания, одинокий воин, Жэке-батыр, охраняй свою чудесную страну, я обязательно увижу тебя ещё раз. С уважением, твой Библиоакын.

1. Вы такие молодцы! не надо никакой дальней заграницы,когда у нас такие места в стране. Шикарные фото,особенно,где закат.

2. Фотографии не передают всего очарования этого места. А запах степи, это что-то!

3. Я думаю, в скором времени разработают пахучие фото :)
    А степь я представляла как унылое однообразие, Evdokia, похоже это не так

4. Скорее всего, Библи:)тека, унылое однообразие будет в конце лета или осенью, а сейчас там всё цветёт и пахнет!

5. Как прекрасно! Какая дорога... Как я люблю такие путешествия...

6. Сама смотрю и удивляюсь, в какой сказке была!

7. Evdokia, вы задели прямо за живое. У нас сорвалась в этом году поездка в это вохитительное место - фото смотрела с Интернете (а сейчас у вас -завидовала!),мечтала, читала легенды. Турагента испугали трудности с границей. Обязательно съездим!!! Зато мы побывали на горнолыжном курорте "Абзаково" (Башкирия)- это тоже СКАЗКА!!! Советую.Не пожалеите!

8. А мы не знали о трудностях с заграницей и их не было! Потом уже прочитала разные отзывы, действительно, всяко бывает у людей. Может нам просто повезло. На обратном пути, правда, полициясы штрафовали на дороге, но сами виноваты были. А в Абзаково лет пять назад мы тоже были, только летом на подъёмнике катались, ужас, как здорово, а вообще отдыхали рядом на Банном озере, даже лечились.

9. Evdokia, вы похоже любитель активного отдыха. Я тоже это приветствую! В Абзаково мы тоже были летом(сплавлялись по реке Белая, лазили по горам,катались по канатной дороге - впечатлений хоть отбавляй. В том году мы отдыхали на озере Тургояк-тоже классно!!! Спасибо вам за приятные минутки общения.

10. По одним местам путешествуем! Тургояк холодное озеро, но красивое! А больше всего на свете люблю озеро Увильды!

11. Вчера приехал с Борового, до сих пор под впечатлением от природы и красот этого края. Обязательно побудьте на поляне Абылая и Иманаевском роднике. Немного подвела погода и не удалось походить по горячему песку на пляже, но это повод посетить Боровое еще раз)))

12. Да, чудное путешествие, судя по фотографиям, по времени маловато, я думаю. Озеро Текеколь - "индейское" название. Хоть и не на шлюпке, зато по степи :)))

13. Хорошего - понемногу! Повод вернуться, на поляну Абылая не схожено!