Несколько дней назад я побывала на семинаре, организованном в рамках Месячника школьных библиотек издательствами "Просвещение" и "Дрофа" в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества. Гвоздём программы был доклад президента РШБА Т.Д.Жуковой.
Когда слушаешь Татьяну Дмитриевну, невольно заряжаешься её энергией, позитивом, набираешься новых идей, веришь, что твоя профессия не останется на задворках жизни. Так случилось и на этот раз, два часа пролетели незаметно. Кое-что из доклада Татьяны Дмитриевны мне удалось записать на фотоаппарат, меня просили об этом наши библиотекари. Конечно же, всех волновал вопрос о порядке введения должности педагог-библиотекарь. Татьяна Дмитриевна рассказала, какая огромная работа была проведена РШБА и что ещё предстоит сделать. Сейчас многое зависит от региональных документов, в пример приведена Псковская область, где такой опыт уже есть.
И вы ещё удивляетесь, почему школьные библиотекари быстро осваивают Интернет?
Формы постов:
А письмо в органы страны чудес мы напишем?
Т.Д.Жукова |
Чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, придётся приложить усилия и нам самим, школьным библиотекарям, например, составить письмо в ... Тут я поставила многоточие потому, что не знаю, как правильно называются все эти органы. Как я поняла, нам нужен квалифицированный юрист, чтобы разобраться в хитросплетениях органов и бумаг.
"План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение". Льюис Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес.
Люблю очень эту книгу, Алиса близка мне, поэтому она мне будет помогать дальше вести рассказ. А рассказать я обещала о своём опыте работы с блогами и каталогами на этом же семинаре, про который идёт речь. К сожалению, время было ограничено, и я выполняю своё обещание здесь, в блоге.
Если бы я была нормальным библиотекарем, я начала бы так:
Цель деятельности библиотеки ОУ - Создание условий для творческого саморазвития и самообразования обучающихся и педагогов школы, дальнейшего развития и организации ресурсов библиотеки.
Но тут вмешалась Алиса:
— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально. "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее"- эта цель мне нравится больше.
Библиотекари говорят о кризисе чтения:
• Чтение становится функциональным
• Отношение к книге сводится как к средству информации
• Чтение для души и удовольствия заменяют компьютерные игры, общение в сети Интернет
(Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды)
"Как по-твоему, нужен кому-нибудь ребёнок, который не думает? Даже в шутке должна быть какая-то мысль, а ребёнок вовсе не шутка"
Да, наши читатели стали другими, хотя они ходят в библиотеку (среднее число посещений 21, средняя книговыдача 25), изменилось качество чтения. Здесь уместно привести цифру 90. Это процент изношенности библиотечного фонда сельских школьных библиотек.
Я сейчас скажу непопулярные вещи: как привить детям любовь к книге, если книг нет? У нас в школьной библиотеке художественных книг для подростков совсем нет.
"Видала я котов без улыбок, но улыбку без кота..." |
"Всегда подбирай то, что принесет тебе пользу. Выброси лишь свое незнание.. И может быть тогда ты выживешь".
Вот так и выживают библиотеки, уходя в виртуальную реальность, туда, где давно уже находятся их читатели.
— … А уж кто хочет по-настоящему углубиться в науку, тот должен добраться до самого дна! Вот это и называется Законченное Низшее Образование! Но, конечно, это не каждому дано!..
— Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это. Так я и остался при высшем образовании…
— Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это. Так я и остался при высшем образовании…
Так получилось, что сервисы 2.0 я начала осваивать с блогостроения. О своём обучении я уже писала не раз:
Формы постов:
- пост-факт, новость, мероприятие,
- пост-список, обзор,
- пост-ссылка на ресурсы по определённой теме,
- пост-творчество, стихи или песня,
- фото-пост,
- пост- карта ума,
- пост-видеоролик,
- пост-путешествие
Тематика сообщений:
- Памятные даты
- Литературные даты,
- Писатели, поэты
- Детское чтение
- Информационная культура
- Формирование и использование электронных каталогов
- Безопасность школьников в Интернете
- Конкурсы, семинары, конференции
- Краеведение
"Если разом осушить бутылку с пометкой "яд", то рано или поздно, почти наверняка, почувствуешь легкое недомогание"(конечно, почувствуешь, второй час ночи)
Свои опыты блогостроения собираюсь продолжить (если не будете кричать: аффтар, выпей йаду)
-Но скажи мне, зачем ты сюда пришла? Пока думаешь, что сказать, – делай реверанс! Это экономит время.
- Как зачем, я ещё не рассказала о любимых каталогах!
- Ты давно всё разболтала в гостях у ЧУМработницы
Выводы:
"Отсюда мораль: что-то не соображу"
"Интересно было бы поглядеть на то, что от меня останется, когда меня не останется".
Ваши вопросы?
"Но Алиса успела привыкнуть к тому, что вокруг происходит одно только удивительное; ей показалось скучно и глупо, что жизнь опять пошла по-обычному"
Спасибо!
Браво! Я хоть и не поклонница Кэрролла, но в данном случае - лучше не придумать. Полное ощущение, что "Алиса..." написана про школьных библиотекарей
ОтветитьУдалить)))
ОтветитьУдалитьЗамечательно, получила огромное удовольствие, читая ваш с Кэрроллом пост! Будем бежать в два раза быстрее?
ОтветитьУдалитьHelenKa, я Алису полюбила уже взрослым человеком, в этом произведении бесконечная игра, каждый раз я по новому читаю, и нахожу аналогии с нашей жизнью
ОтветитьУдалитьЕлена, люблю Ваши улыбки!
ОтветитьУдалитьОльга Николаевна, а вместе-то бежать гоораздо интереснее, поболтать можно и всё такое
ОтветитьУдалитьКласс, люблю такие комбинированно-цитатные:) посты
ОтветитьУдалитьLENA, ты и сама мастерица на всякие выдумки
ОтветитьУдалитьЛюда,я приду домой и еще раз перечитаю. Вижу,что супер-пуперски:-)
ОтветитьУдалитьОдно слово - талант!
ОтветитьУдалитьНе совсем поняла, какое письмо нужно сочинять?
ЧУМработница, давно пора уже быть дома, мужа кормить. Привычка задерживаться на библиотечной работе перешла и на другую работу?
ОтветитьУдалитьСовременная библиотека, как я поняла на конференции, нужно чтобы сами библиотекари были активны, обращались к юристам, к профсоюзам, региональным властям и будировали введение должности и льготы и отпуска. Чтобы появились региональные документы. Давайте обсудим форму активности. Мне пришло в голову письмо, конечно не самый лучший вариант. А что думаете вы?
ОтветитьУдалитьЧудный какой пост:-) Заглянула поизучать Ваш блог (скоро школьных библиотекарей встречаю, хочу познакомить их с сетевой жизнью коллег), а тут такой подарок.
ОтветитьУдалитьНашим школьным библиотекарям пока не дали педагогов. Но официально услышала в администрации, что с сентября следующего года обещают.
Люда, браво! А у меня всё времени не хватает рассказать о семинаре (впрочем как и многом другом в последнее время). Бегу не то что в два раза - в три раза быстрее, а всё-равно не успеваю :( Может надо просто остановиться?
ОтветитьУдалитьПисьма, письма, письма.... Что-то последнее время библиотеки страны вынуждены постоянно писать какие-то письма (Гайдаровка, РГДБ, школьные,...). Тот ли это путь?
А какое письмо пришло тебе в голову?
Еще раз и с удовольствием,и себя даже среди Алисы и Люды обнаружила:-) Я даже не знаю,что сказать по нашему общему (я ваша,не забывайте).Есть ли еще область человеческая,где вопрос решается столь долго и столь трудно? Неужели механизмы государственные настолько ржавые,что любой новый поворот вызывает не поворот,а тугое скрипучее скрябанье? Поражаюсь Татьяне Дмитриевне.Так гордо на всех уровнях словосочетание "школьная библиотека",мне кажется,никто не произносил.Но так обидно,что решение не стало избавлением от дополнительных телодвижений на местах. В разных регионах по- разному,с разными людьми по-разному,в разных школах с разными директорами по-разному. Спекпсис меня одолевает. Переубедите меня. А за Алису спасибо,я ее тоже люблю цитировать.
ОтветитьУдалитьВеста, а уж мне-то какой подарок Ваш визит. Если ваша администрация даёт официальный ответ, значит ли это, что кто-то задавал вопрос? Или это она сама озаботилась в связи с общеизвестным письмом? Действительно, неисповедимы пути...администраций...
ОтветитьУдалитьЛюба, не останавливайся, ты уже выпила аффтарского йаду, неужели сможешь стоять в сторонке!!!? Мне тоже не нравятся подмётные и другие письма. Но как ты поняла слова Т.Д. о том, что сами библиотекари должны что-то делать?
ОтветитьУдалитьЛюба, это опять шутки Алисы: мне пришло в голову письмо не в смысле ударило письмом по макушке, а в смысле формы выражения чаяний и надежд :))
ОтветитьУдалитьИра, ты среди нас с Алисой самая умная, зришь в корень. Действительно в разных школах по разному. Наш директор предложил мне выбор: педагог-библиотекарь или зав.библиотекой. Я выбрала зав. Почему - только что написала во Фриндфеде. И вообще он нас, библиотекарей не обижает, доплачивает надбавки.
ОтветитьУдалитьВаш доклад был бы украшением конференции, если бы хотя бы приблизительно соблюдали регламент. Он хорошо ляжет и в печа-кучу. Ведь, надеюсь, вы будете у нас 29 ноября на конференции блогеров? МЕханизм действия письма надо продумать. Раньше его составила бы В.И. Жильцова и стала добиваться утверждения его в Министерстве образования с выходом в другие министерства. Привлекла бы Полпредство и Мангилёву. Может быть, сейчас попробовать это сделать через Библиотечную Ассамблею Урала, которую мы всё-таки пытаемся создать?
ОтветитьУдалитьСomte-monte, с БАУ - это хорошая мысль, надо попробовать. Очень не хватает В.И., я ей об этом писала уже.
ОтветитьУдалитьЛюда, даже я, человек далекий от проблем школьных библиотек - прониклась! Искреннее переживание за дело и остроумие - они всегда проникают! :)
ОтветитьУдалить"Ты, как всегда, совершенно права! — сказала Герцогиня.
— Какая ясность мысли!"
VolNa, какой же ты далёкий, ты очень близкая нам ВОЛна!
ОтветитьУдалитьМоя знакомая Волна
По имени Наташа
Любви и свежести полна
И по призванью - наша!
Когда ВОЛнуюсь - ты со мной,
Накатит - тоже вспомню,
В бассейне я дружу с тобой
Но в море ты огромней.
Хочу приВОЛьно, не спеша
По волнам плыть, играя,
Вон та, ах, чудо-хороша!
Ну, здравствуй, дорогая!
А-а-а-а! Я тоже про себя хочу поэму!!
ОтветитьУдалитьИра, про тебя не поэму надо сочинять, а целый эпос. Есть человек-корабль, товарищь Нетто, а ты для нас - человек-город.
ОтветитьУдалитьНе-а,на город не согласна. Как минимум,НАО-человек:-)
ОтветитьУдалитьЯ было подумала: человек-округ, как-то звучание не понравилось. Обязательно сяду за эпос, пока почитай у Акинфия где-то тут были четверостишья про нас с тобой. Тебе там правда чукчи не понравились. По этому поводу я предлагала провести среди нас в этом блоге разьяснительную работу.
ОтветитьУдалитьВся разъяснительная работа-в ЧУМотеке,ты уж извини.Как,вы еще не в ЧУМотеке?! Все в сад,т.е. в ЧУМотеку:-)
ОтветитьУдалитьЛюда! Спасибо! Я стихами не умею, я тебе песню вот тут пою! :)
ОтветитьУдалитьВот так песня! На целый пост! Спасибо, Наташа!
ОтветитьУдалитьЛюда, в очередной раз рукоплещу твоему таланту и встаю в очередь за ЧУМработницей на поэму обо мне :)
ОтветитьУдалитьА 29-го хотелось бы встретиться, будем надеяться, что всё получится!
Ира, мы и так начинаем день с сада, ну с ЧУМотеки в смысле.
ОтветитьУдалитьЛюба, обязательно будут стихи, обещаю
ОтветитьУдалить"Видала я котов без улыбок, но улыбку без кота...",Evdokia,у вас сплошная улыбка в посте,не смотря на обсуждение животрепещущих тем.Пора уже и книжки писать!А в очередь я,пожалуй,тоже встану;))
ОтветитьУдалитьumnica, в стране чудес без юмора никак:) А кто палочку эстафетную подхватит, тот без очереди!
ОтветитьУдалитьНедостаток книг в библиотеках - это да. Альтернативы чтению - это то же проблема. С одной стороны очевидно, что книги лучше тех же компьютерных игр, а с другой стороны - каждый в праве убивать время как ему вздумается.
ОтветитьУдалитьЧто касается прививания любви к чтению, это проблема недостатка времени и мотивации. У подростков - альтернативы, у более взрослых людей - недостаток времени или желания, потому что уставший и ничего не хочется.
+ не понятно как преподносить "чтение" людям. Книг замечательных более чем, их уже наверное столько достойных,что и за жизнь не прочтешь. И аннотаций и отзывов много (я обычно почитываю отзывы на Альддерабарне * эл. библиотека) и все равно буквоедом настолько не стал, хотя мой рид-лист уже наверное книг из 100 состоит (то что хотел прочесть)
в общем... я не возьмусь предположит ьперспективу книгочтения у людей...
Icar, думаю, что потерялась мотивация у школьников - хочешь успеха в учёбе - развивай ум чтением, неважно каким, традиционным, электронным. И здесь два варианта: можно не хотеть хорошо учиться, и таких много. Можно учиться хорошо и не любить читать, и таких много. Это будущие интеллектуалы. А интеллигентов всё меньше и меньше.
ОтветитьУдалитьИнтересное мнение про роль В.И. Жильцовой в работе по продвижению школьных библиотек. Только надо помнить кто все контакты и с Министерством образования и с Полпредством предоставил. Ведь это Татьяна Дмитриевна Жукова прошла весь путь: и с министром встречалась, и с Мангилевой. Только жаль, что эти возможности использованы не были!!!
ОтветитьУдалитьАнонимный, жаль, что не представились. Курсовая подготовка в "Учебной книге" давала школьным библиотекарям мощную поддержку в постоянно меняющейся в последнее время нашей профессии. Приглашались лекторы из Белинки, СОБДиЮ, УРГУ и т.д.И преподаватели "Учебной книги" давали самый новый материал. А проекты, а конкурсы, методички! А Модельный стандарт школьных библиотек! За всё это низкий поклон В.И.Жильцовой и сотрудникам "Уч.книги". Таким дипломатом, как Т.Д.Жукова не всем дано быть, да и чьи они, эти дипломатические функции? Сейчас даже спросить не у кого, как у нас в области будет вводиться наша новая должность. Может быть Вы знаете?
ОтветитьУдалить